Методика обучения
Вашему вниманию предлагается учебный комплекс "Профессиональные основы цифровой электроники и вычислительной техники".

Комплекс предназначен для учащихся 8-11 классов, абитуриентов, студентов первых курсов, для всех тех, кто решает вопрос о выборе профессии. В основе любой профессиональной деятельности лежит способность выполнять определенную работу настолько быстро и качественно, чтобы оказаться конкурентоспособным среди тех, кто тоже хочет заниматься этой деятельностью. Сможете ли Вы стать профессионалом в области цифровой электроники и вычислительной техники?

Предлагаемый учебный комплекс предназначен для того, чтобы помочь Вам уверено ответить на этот вопрос и обеспечить скорейшее самостоятельное прохождение самого первого этапа профессиональной подготовки. Предполагается, что Вы уже знакомы с современным компьютером как пользователь, и Вы заинтересовались вычислительной техникой, но сможете ли Вы работать в ней как профессионал? Как ответить на этот вопрос. Нужно попробовать делать то, чем занимается профессиональный специалист и дальше решать, подходит ли это именно Вам.

Овладение специальностью всегда начинается с достаточно тяжелого и неприятного процесса приобретения начальных навыков. Почти всегда успехи на начальном этапе могут быть мерой профессиональной пригодности. Иными словами, если Вы сможете быстро, без особых усилий, даже с удовольствием "пройти" через барьер начальной профессиональной подготовки, то у Вас есть шансы.

Чему учиться и как? Путей много, предлагается, по нашему мнению, лучший. Преимущества комплекса, обеспечивающие его уникальную эффективность, определяются используемой методикой, набором и содержанием изучаемых предметов.

Сначала о методике, т.е. о том, как вы будете учиться, работая с комплексом.

Во-первых, изучение предмета сразу начинается с самой ценной части профессиональных навыков - основных технологий анализа разрабатываемых объектов. При традиционном подходе путь обучаемого к этим основным "ценностям" профессии оказывается слишком сложным и длинным для современных темпов жизни. Обычно начинают с примеров, очень часто этим и заканчивают, оставляя необходимую работу по обобщению приемов анализа самому обучаемому.

Во-вторых, процесс обучения максимально приближен к реальной работе профессионала. После очень короткого первого этапа начинается основная работа обучаемого - тренировка в использовании основных технологий. Эта работа, с одной стороны, и приводит к формированию устойчивых профессиональных навыков, а с другой стороны, она полностью совпадает по форме и эмоциям с реальной работой профессионала. Компьютер будет оценивать Вашу работу по тем же правилам и почти так же жестко, как это происходит в действительности при оценке деятельности профессионала, т.е. по принципу "получилось или не получилось", "работает или не работает".  Это и позволяет либо быстро научиться именно тому, что нужно, либо быстро понять, что это не для Вас. Традиционный процесс обучения в значительной мере основан на симуляции профессиональных навыков перед незаинтересованным преподавателем, а реальное знакомство с профессией происходит слишком поздно.

В-третьих, сочетание новой методики с современной компьютерной технологией позволяет существенно снизить стоимость обучения: первоначальные затраты минимальны, участие квалифицированных преподавателей требуется только на заключительном этапе для окончательной неформальной оценки претендента в профессионалы и доброжелательного профессионального общения, необходимого для начала творческой деятельности по специальности. Большинство несостоятельных претендентов до этого этапа просто не доходят (в отличие от диплома института, полученного по традиционной схеме).

В ходе работы с комплексом изучается шесть дисциплин:


две математические и четыре технические. Изучение математических дисциплин (логические функции, двоичная арифметика) носит подчеркнуто прикладной и ограниченный характер. Следует изучить (при помощи пособия или из других известных источников) несколько технологий работы с бинарными сигналами и недесятичными числами. Затем следует потренироваться и проверить себя при помощи соответствующих обучающих программ. В этой части работы с комплексом у способного человека вообще не должны возникать принципиальные затруднения.

Технические дисциплины комплекса (электроника, схемотехника, микропроцессорные системы, алгоритмизация и программирование) студентами МГАПИ изучаются в пять этапов.

Для выявления и подтверждения профпригодности Вам предлагается самостоятельно пройти два первых этапа обучения по каждой из четырех дисциплин:

1 этап

Вводные занятия, посвященные знакомству с основными технологиями анализа объектов, создаваемых изучаемой дисциплиной. Эти технологии либо непосредственно заимствуются из соседних естественных наук, либо достаточно просто компилируются из нескольких математических и естественнонаучных технологий, уже изученных студентом. Без серьезной потери качества обучения возможна замена "живых" лекций видеозаписями, компьютерными демонстрационными программами или учебниками.

2 этап

Самостоятельная работа с обучающей программой (программами) для выработки устойчивых профессиональных навыков использования технологий анализа. Обучающая программа построена как оболочка, вмещающая достаточное количество учебных примеров и предоставляющая обучаемому удобные и наглядные средства реализации технологий анализа. Набор учебных примеров формируется из числа объектов, cозданных изучаемой дисциплиной. Этот набор с одной стороны является упорядоченным в направлении нарастания сложности (из методических соображений первые объекты даже намерено упрощены), а с другой стороны он достаточно полон и расширяется с новым успехами изучаемой дисциплины.

3 этап

Сдача зачета, подтверждающего профессиональное освоение технологий анализа. Как правило, для зачета используется та же обучающая программа, но работающая в режиме контроля (т.е. без подсказок и с подсчетом числа ошибок). Без сдачи зачета дальнейшее движение невозможно.

4 этап

С этого этапа преподаватель относится к обучаемому как к коллеге-профессионалу. Содержание этапа заключается в том, что преподаватель читает лекции, пытаясь максимально полно охватить практически полезные объекты, созданные изучаемой дисциплиной, особенно те, которые можно рассматривать как заготовки для будущей профессиональной деятельности. Разговор с обучаемым идет на полуформальном языке в достаточно краткой форме, как это и принято у профессионалов. Синхронно с этими лекциями студенты продолжают работу с обучающей программой, проверяя и подтверждая формальным анализом услышанное на лекциях.

5 этап

Совместная с преподавателем работа по созданию новых технических объектов. Это уже настоящая профессиональная деятельность, которая обеспечена компьютерной поддержкой, не меньшей, чем реализация технологий анализа в обучающих программах.

Изучение технических дисциплин комплекса в полном объеме всех пяти этапов соответствует профессиональному уровню бакалавра (четыре курса института). Если Вы будете учиться в МГАПИ, то успешная довузовская работа с комплексом будет Вам зачтена и освободит время для более раннего начала собственно профессиональной деятельности.

Кроме традиционной очной формы занятий МГАПИ предлагает заочное платное обучение. Использование рассматриваемого комплекса обучающих программ и соответствующей методики делает заочное обучение особенно привлекательным для ответственных молодых людей, которые всерьез рассматривают профессиональную деятельность в области вычислительной техники как средство обеспечить свое будущее, хотели бы реально оценить свою профпригодность и, проверив себя, быстро выйти на высокий профессиональный уровень. Справки по тел. (095) 269-46-96

Написать письмо Журавлеву В.А.
Написать письмо Брусенскому Кириллу
Написать письмо Острерову Илье